План тем по урологии

Пояснительная записка

Основным требованием к врачу специалисту является умение квалифицированно, на основе теоретических знаний, практических навыков осуществлять организаторскую и практическую деятельность в диагностике и лечении урологических больных в условиях поликлиники и стационара. Последипломное образование врачей по урологии включает в себя циклы тематического усовершенствования, сертификационного, общего усовершенствования, а также клиническую ординатуру.

Учебная программа предназначена для последипломного образования врачей урологов, является нормативным документом, определяющим содержание и организационно-методические формы обучения врача-уролога в последипломный период, соответствует Приказу №122 МЗ, общего и высшего образования РФ от 18 июня 1997 г.

Целью последипломного повышения квалификации врачей по урологии является приобретение ими новых теоретических знаний, совершенствование профессиональных умений и навыков необходимых врачу-урологу для оказания высококвалифицированной помощи в соответствии с занимаемой им должностью и профилем учреждения.

Для всех видов обучения (клиническая ординатура, специализация, сертификационный цикл, тематическое усовершенствование) кроме лекций, семинаров, практических занятий, является обязательным выяснение базисных знаний и навыков до начала обучения. В процессе обучения также проводится контроль знаний в виде зачетов, а по окончании циклов – круглого стола и заключительного экзамена. При всех видах контроля знаний широко используется тестовая система.

Общее усовершенствование, клиническая ординатура – первый этап подготовки врача-уролога. Целью её является приобретение в полном объеме систематизированных теоретических знаний и необходимых профессиональных практических навыков для выполнения самостоятельной работы в должности врача-уролога.

На общее усовершенствование по урологии зачисляются врачи окончившие интернатуру по хирургии, а так же зачисляются врачи хирургического профиля для переподготовки на специальность уролога.

Сертификационный цикл предназначен для подготовки специалиста к сдаче сертификационного экзамена с получением или подтверждением сертификата специалиста-уролога.

По окончании сертификационных циклов и сдачи экзаменов врач получает сертификат специалиста-уролога на 5 лет, дающий ему право работать урологом. По истечении каждых пяти лет проводится сдача квалификационного экзамена для подтверждения сертификата специалиста.

Тематическое усовершенствование – в соответствии с перечнем циклов предназначено для повышения квалификации урологов, работающих в общих стационарах, поликлиниках и в специализированных урологических отделениях. Целью тематического усовершенствования является освоение специалистами всей полноты и глубины теоретических знаний и практических навыков по конкретному виду специализированной помощи в урологии.

Квалификационная характеристика

В соответствии с требованиями специальности врач-уролог должен знать и уметь:

  1. Общие знания:

  • Основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, основы страховой медицины, взаимоотношения страховых органов и учреждений здравоохранения, обязательное и добровольное медицинское страхование.

  • Общие вопросы организации хирургической и урологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной медицинской помощи взрослому и детскому населению.

  • Организацию, оборудование и оснащение урологического кабинета поликлиники, инструменты и оборудование для урологических манипуляций, эндоскопических и открытых оперативных вмешательств, оборудование отделений гемодиализа, гемосорбции, плазмафереза.

  • Топографическую анатомию брюшной стенки, брюшной полости, забрюшинного пространства, таза, внутренних и наружных половых органов, возрастную анатомию в основных возрастных группах.

  • Основы физиологии органов мочеполовой системы, взаимосвязь функциональных систем и уровней регуляции в организме, особенности возрастной физиологии.

  • Причины возникновения, закономерности и механизмы их развития, их клинические проявления.

  • Основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс, их нарушения и принципы лечения.

  • Патофизиологические особенности травм и кровотечений, профилактику шока и кровопотери, течение раневого и гнойного процессов в организме.

  • Процессы мочеобразования и мочевыведения, состав нормальной мочи и его возможные изменения.

  • Механизмы свертывания крови и их нарушения, показания, противопоказания и осложнения переливания крови, ее компонентов и кровезаменителей. Организационные основы переливания крови.

  • Вопросы асептики и антисептики, принципы, приемы и методы обезболивания, вопросы реанимации и интенсивной терапии.

  • Общие принципы оказания экстренной хирургической помощи.

  • Общие и функциональные методы исследования почек, мочевых путей и половых органов.

  • Клиническую симптоматику основных урологических заболеваний в различных возрастных группах, их диагностику, лечение и профилактику.

  • Основы клинической андрологии и сексологии.

  • Клиническую симптоматику пограничных состояний и заболеваний, оказывающих вторичное влияние на органы мочеполовой системы.

  • Возможности, показания, противопоказания и осложнения специальных диагностических методов исследования в урологии (ультразвуковые, рентгеновские, включая контрастные, радионуклидные, эндоскопические, уродинамические).

  • Принципы подготовки больных к операции и ведения послеоперационного периода, профилактики послеоперационных осложнений.

  • Принципы лекарственной терапии урологических заболеваний, современные лекарственные средства, механизмы их действия, дозировку, побочные эффекты, осложнения, их терапию и профилактику.

  • Применение диетотерапии, физиолечения и лечебной физкультуры в урологической практике, показания, противопоказания и места санаторно-курортного лечения урологических больных.

  • Оборудование операционной, эндоскопического кабинета, палаты интенсивной терапии, особенности работы и технику безопасности при эксплуатации аппаратуры.

  • Формы и методы санитарного просвещения.

  • Вопросы организации и деятельности медицины катастроф.

ПОДРОБНОСТИ:   Клиника только урология операции

2. Общие умения:

  • Применять объективные методы исследования больного для установления предварительного диагноза основного и сопутствующих заболеваний и их осложнений. Оценивать тяжесть состояния больного, принимать необходимые меры для выведения больного из опасного состояния, определять объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказывать экстренную помощь.

  • Определять показания к амбулаторному и стационарному лечению, оценивать показания к госпитализации и организовать ее.

  • Определять необходимость и последовательность специальных методов обследования (клинические, лабораторные, лучевые, эндоскопические, функциональные, морфологические), дать им правильную интерпретацию для установления окончательного клинического диагноза.

  • Провести дифференциальную диагностику основных урологических заболеваний в различных возрастных группах, обосновать клинический диагноз.

  • Разрабатывать план подготовки больного к экстренной и плановой операции, оценивать степень нарушений гомеостаза, осуществлять подготовку к операции всех функциональных систем больного.

  • Обосновать наиболее рациональную технику оперативного вмешательства при данном заболевании и выполнить его в необходимом объеме.

  • Определять группу и совместимость крови, выполнять гемотрансфузии, проводить профилактику, диагностику и лечение трансфузионных осложнений.

  • Обосновывать методику обезболивания и, при необходимости, осуществлять его, если это не требует участия врача-анестезиолога.

  • Разрабатывать и проводить послеоперационное лечение с учетом профилактики и терапии осложнений.

  • Оформлять необходимую медицинскую документацию.

  • Оценивать эффективность лечения, проводить диспансеризацию больных.

  • Проводить санитарно-просветительную работу.

  • Знать, диагностировать, оказывать необходимую помощь и осуществлять профилактику неотложных состояний и осложнений:

  • травматический шок

  • бактериотоксический шок

  • острая кровопотеря

  • раневая инфекция

  • острая дыхательная и сердечная недостаточность

  • острая почечная недостаточность, включая crash-синдром.

3. Специальные знания и умения

Аномалии

  • положения (дистопии одно- двусторонние, перекрестная)

  • взаимоотношения (подковообразная, галетообразная, L-, S, I-образная почка)

  • структуры (солитарная и парапельвикальная кисты, кисты почечного синуса, поликистоз почек, мультикистозная почка, мультилокулярная киста, губчатая почка)

  • аномалии чашечно-лоханочной системы (удвоение и пр., удвоенный и расщепленный мочеточник)

  • нервно-мышечная дисплазия мочеточников (ахалазия, мегауретер)

  • Экстрофия

  • Дивертикулы

  • Эпи- и гипоспадия

  • Варикоцеле

  • Аномалии полового члена

Повреждения

  • Открытые, закрытые, комбинированные и сочетанные повреждения почек

  • Повреждения мочеточников и их последствия, стриктуры

  • Внутри- и внебрюшинные повреждения мочевого пузыря

  • Разрывы и стриктуры уретры

  • Травмы полового члена, мошонки и ее содержимого

  • Острый и хронический пиелонефрит, обструктивный и необструктивный, гестационный, у детей

  • Пионефроз

  • Паранефрит, флегмона забрюшинного пространства

  • Ретроперитонеальный фиброз

  • Острый и хронический, интерстициальный цистит

  • Цисталгия

  • Острый и хронический уретрит, заболевания, передающиеся половым путем, стриктуры уретры

  • Предстательной железы и семенных пузырьков

  • Острый и хронический простатит, бактериальный и абактериальный, застойный, калькулезный

  • Абсцесс простаты

  • Острый и хронический везикулит

  • Баланит, постит

  • Фимоз, парафимоз

  • Кавернит

  • Приапизм

  • Фибропластическая индурация

  • Гангрена Фурнье

  • Эпидидимит

  • Орхит

  • Деферентит

  • Туберкулез почки, чашечно-лоханочной системы и мочеточника, мочевого пузыря, микроцистис

  • Туберкулез предстательной железы, придатка яичка

  • Актиномикоз мочеполовых органов

  • Бруцеллез мочеполовых органов

  • Эхинококкоз почки

  • Шистосомоз

  • Филяриоз

  • Камни почек, мочеточников, мочевого пузыря и уретры, коралловидные и вторичные камни

  • Осложнения нефролитиаза

  • Острый и хронический пиелонефрит

  • Гидронефроз и уретерогидронефроз

  • Острая и хроническая почечная недостаточность

ПОДРОБНОСТИ:   Чем лечить урологические инфекции

Гидронефроз

  • Врожденный гидронефроз

  • Врожденный уретерогидронефроз

Нефроптоз

  • Неосложненный нефроптоз

  • Осложнения нефроптоза

  • Артериальная гипертензия

  • Венная почечная гипертензия

  • Пиелонефрит

  • Камнеобразование

  • Гидронефроз

  • Почечной паренхимы

  • Чашечно-лоханочной системы и мочеточника

  • Надпочечника и забрюшинного пространства

  • Мочевого пузыря

  • Простаты (гиперплазия, рак, саркома)

  • Семенных пузырьков

  • Яичка

  • Полового члена

  • Уретры

  • Неоперативные методы лечения в уроонкологии (лучевая, гормональная, химио- и имунотерапия)

  • Вазоренальная

  • Паренхиматозная

  • Смешанная

  • Артериальная гипертензия, как проявление новообразований, кист, поликистоза, пиелонефрита, туберкулеза почек и пр.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Задачи, стоящие перед преподавателем и курсантом:

  • Создать современное представление о правильной оценке клинических и других проявлений урологических заболеваний, их осложнений и исходов, иметь их патогенетическое обоснование и объяснение.

  • Получить представление о комплексе клинических, лабораторных, лучевых, эндоскопических, уродинамических, функциональных и морфологических методах диагностики на этапе предоперационного обследования, в ходе операции и в послеоперационном периоде. Подойти к моделированию наиболее распространенных алгоритмов диагностического поиска.

  • Особое внимание уделить ургентным симптомам и состояниям, их диагностике и оказанию помощи на различных этапах и в разных условиях.

  • Усовершенствовать практические навыки общения с больным, анализа результатов обследования, оценки рентгенограмм, выполнения эндоскопии и оперативных пособий.

Место проведения занятий:

  • Учебная комната

  • Кабинет амбулатории

  • Урологическое отделение

  • Клиническая лаборатория

  • Рентгеновский кабинет

  • Кабинет ультразвуковой диагностики

  • Лаборатория функциональных уродинамических исследований

  • Эндоскопический кабинет

Оснащение:

  • Учебные таблицы

  • Наборы рентгенограмм

  • Учебные видеофильмы

  • Наборы слайдов, мультимедийные презентации

  • Ситуационные задачи

  • Компьютерные обучающие и контролирующие программы

Во введении необходим акцент на значимости всестороннего овладения и совершенствования комплексом клинических, лабораторных, лучевых, эндоскопических, уродинамических и морфологических данных для полноценной диагностики урологических заболеваний на амбулаторном этапе и в стационаре. Многообразие современных диагностических методов исследования ни в коей мере не умаляет значимости клинической симптоматологии, оценки течения заболевания и данных физикального исследования, однако требует творческого подхода к индивидуальной выработке рационального алгоритма амбулаторного и стационарного обследования, как, впрочем, и лечения.

По желанию преподавателя и курсантов может быть проведен тестовый контроль уровня знаний с помощью набора соответствующих заданий.

Для клинического разбора необходимы наблюдения типичных урологических заболеваний с характерными и необычными проявлениями, которые должны быть подвергнуты всестороннему анализу вместе с курсантами. Необходим акцент на необходимость разработки индивидуального плана обследования больного с целью решения диагностических и лечебных задач.

Больные и результаты их обследования могут представляться как лечащим врачом, так и курсантами после курации и анализа результатов обследования. Необходимо привлекать курсантов к участию в сборе анамнеза, физикальном исследовании, ультразвуковых, рентгеновских, эндоскопических и уродинамических исследованиях для создании цельного представления о диагностическом процессе как комплексе необходимых и достаточных исследований для уточнения характера заболевания, определения вида лечения (консервативное, инструментальное, оператвное), а при необходимости операции – уточнения ее вида, характера и технических особенностей, определения прогноза заболевания и пр.

Проблемы лабораторной, ультразвуковой, рентгеновской, радионуклидной, эндоскопической и уродинамической диагностики должны рассматриваться в соответствующих лабораториях с демонстрацией иллюстративного материала по каждому методу.

ПОДРОБНОСТИ:   Фотодинамической терапии в урологии

Для наглядности преподавания могут быть использованы видеофильмы по ультразвуковой, рентгенодиагностике, эндоскопическим исследованиям и пособиям, исследованиям уродинамики и пр.

Поскольку сведения о диагностических методах должны носить обобщенный характер без анализа частных вопросов, основное внимание следует уделить методике их проведения, разрешающей способности, достоверности результатов, показаниям, противопоказаниям, возможным осложнениям и мерам их профилактики. Частные вопросы применения каждого из методов должны быть рассмотрены при рассмотрении конкретных групп заболеваний.

Демонстрации слайдов и мультимедийных презентаций необходимо проводить по конкретным частным вопросам проблемы.

В ходе занятия необходимо наладить диалог курсантов с преподавателем, создать атмосферу обмена мнениями и опытом, критической оценки принятых решений и действий, взаимного обмена опытом и утверждения современного рационального подхода к вопросам диагностики в каждом конкретном случае.

Завершение занятия – самостоятельная работа курсантов с обучающими и контролирующими компьютерными программами, решение ситуационных задач, ответы преподавателя на вопросы курсантов.

При очно-заочной форме обучения объем подготовки может быть сокращен на 25-30% за счет самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения на семинарах и практических занятиях:

  1. Значение обзорной рентгенографии мочевой системы при нефролитиазе, опухолях почек, пиелонефрите, туберкулезе мочевой системы, паранефрите.

  2. Какие рентгеноконтрастные вещества применяются в урологической практике.

  3. Как проводится экскреторная урография и ее модификации.

  4. Значение экскреторной урографии.

  5. Побочные реакции и осложнения, встречающиеся при выполнении экскреторной урографии, оказание первой помощи при их купировании.

  6. Ретроградная пиелография – методика выполнения, показания.

  7. Обзорная аортография, селективные методы исследования почечных артерий. Значение в диагностике и выборе лечебной тактики.

  8. Нижняя кавография, селективная почечная венография. Значение в диагностике и выборе лечения.

  9. Цисто – и уретрография, методика выполнения. Значение в диагностике.

  10. Рентгеновская компьютерная и магнитно-резонансная томография.

  11. Радиоизотопные диагностические исследования.

  12. Ультразвуковые методы исследования.

б)
гидронефроз

в)
пиелонефрит

д)
гематурия

а)
в чашечках

б)
в лоханках

в)
в полостях кист

г)
в мочеточнике

а)
ноющих

б)
тупых

в)
острых

а)
не позволяет

б)
в 10-20% случаев

г)
в 50-90% случаев

д)
в 100% случаев

а)
не позволяет

план тем по урологии

б)
в 10-20% случаев

в)
в 20-50% случаев

г)
в 50-90% случаев

д)
в 100% случаев

а)
вазопликация

г)
Операция Фоли

а)
во всех случаях

а)
УЗИ

д)
КТ

а)
размер лоханки

г)
пол больного

а)
пальпация

б)
УЗИ

в)
ангиография

г)
КТ

б)
гематурия

в)
боль

г)
пиелонефрит

д)
туберкулез почки

б)
гидронефроз

в)
пиелонефрит

д)
гематурия

а)
в чашечках

б)
в лоханках

в)
в полостях кист

г)
в мочеточнике

а)
ноющих

б)
тупых

в)
острых

а)
не позволяет

б)
в 10-20% случаев

г)
в 50-90% случаев

д)
в 100% случаев

а)
не позволяет

б)
в 10-20% случаев

в)
в 20-50% случаев

г)
в 50-90% случаев

д)
в 100% случаев

а)
вазопликация

г)
Операция Фоли

а)
во всех случаях

а)
УЗИ

д)
КТ

а)
размер лоханки

г)
пол больного

а)
пальпация

б)
УЗИ

в)
ангиография

г)
КТ

б)
гематурия

в)
боль

г)
пиелонефрит

Уролог Алексей Живов — о фальшивых диагнозах, цистите и раке ...

д)
туберкулез почки

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эндоурология
Adblock detector